СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

       Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

   Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

      Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

   Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

     Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.

      Это:

-        профессионализм педагогических кадров;

-        соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

-        организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

-        мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников.

 

        Задачи по сохранению и укреплению здоровья:

·       Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированный на сохранение и укрепление здоровья.

·       Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

·       Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровье сберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.

·       Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.

·         Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через вовлечение родителей в совместную деятельность, а так же организацию консультативной помощи по вопросам физического воспитания и оздоровления детей. 

 

Основные направления

Направление работы

Задачи

     Работа с детьми

 

- укреплять здоровье детей и улучшать их двигательный статус с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия;

- удовлетворять потребность детей в движении;

- стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их  выполнением;

- формировать у детей потребность к  занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;

- обогащать представления и умения в подвижных играх и упражнениях;

- целенаправленно развивать физические качества;

- формировать умение сохранять правильную осанку;

- воспитывать чувство уверенности в себе.

Работа

с педагогами

- изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, экологического образования, формирования потребности в здоровом образе жизни;

- внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;

- неукоснительно соблюдать   гигиенические требования к организации жизнедеятельности детей в условиях МДОУ;

- разработать консультации для родителей по вопросам сохранения здоровья детей;

- организовывать спортивно-оздоровительную работу, дифференцированную в зависимости от физических и психоэмоциональных особенностей ребенка.

Работа с родителями

- формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи; 

- обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;

- активизировать родительский  интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья; 

- оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

- создать установку  на совместную работу с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка.

 

Нормативно-правовое обеспечение:

·       Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании»;

·       Программа развития МБДОУ детский сад № 17 "Золотая рыбка" комбинированного вида;

·       Устав МБДОУ детский сад № 17 "Золотая рыбка" комбинированного вида;

·       Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» с учётом изменений, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164.

Для реализации поставленных задач в ДОУ созданы следующие условия:

§  зал для физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: сухой бассейн, гимнастические скамьи, спортивные маты, гимнастическая стенка, наклонные доски, ребристые доски,  массажные коврики для профилактики плоскостопия, мячи, обручи, мешочки с песком, гимнастические палки, кегли и другое необходимое оборудование;

§  спортивная площадка для занятий на воздухе;

§  картотека подвижных игр;

§  картотека для развития основных видов движения;

§  картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

§  картотека упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;

§  кабинет логопеда для индивидуальной коррекционной работы;

§  кабинет психолога;

§  медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор).